Одной из самых сложных тематик в seo принято считать «релевантность». Ведь все мы знаем, что значимость контента для поисковика всегда находилась, да и будет находиться на первом месте. Простыми словами, слово «релевантность» означает степень совпадения поискового запроса контенту, содержащемуся на странице.
Но что такое релевантность с точки зрения поисковых алгоритмов и как правильно выстроить свой собственный текст, чтобы создать максимально возможные перспективы для ТОПовых позиций, ответить сможет не каждый.
Я сразу отмечу, что в интернете опубликовано множество статей на данную тематику, ну и каждый мало-мальский блоггер (часто даже не имеющий отношения к seo) считает обязательным вставить свои «пять копеек» по поводу релевантности запросов.
Я постараюсь вам показать всю внутреннюю и внешнюю структуру релевантности и логику основного робота при обходе и определении степени совпадения.
Хорошим примером для seo-новичков и всех тех, кто по каким-то причинам желает создать релевантный контент для собственного сайта, будет являться Wikipedia. Так уж сложилось, что Яндекс и Google считают данный сайт чуть ли не эталоном релевантности запросов. Для этого есть обоснованная причина, но разбирать её мы не будем. Поверим на слово и будем придерживаться некоторых принципов этой большой энциклопедии.
Совет для новичков: забудьте слово «релевантность», пишите хорошие статьи с качественным полезным контентом. Публикуйте то, чего ещё нет на просторах интернета. Дополняйте и пополняйте базу знаний сети! И тогда о релевантности вам и думать не придётся: Вас будут ценить за вашу уникальность, неповторимость и исключительность!
Но если вы уж решили окунуться в «кашу» современного seo, то данная статья поможет вам понять логику обработки данных поисковиками.
Любой робот, каковым является алгоритм поиска, всегда и без исключения действует по определённому алгоритму: обрабатывает данные согласно условиям и заданным характеристикам. Любой математик скажет вам, что, имея формулы, получить ответ не составит труда. Наша с вами задача — приблизиться к той формуле, которая сокрыта в тайне «релевантности». А поможет нам в этом обычная и самая простая логика!
Как составить релевантный текст
В основе любого контента заложен текст. Именно текст является основополагающим фактором для определения релевантности. Любой текст состоит из символов (букв, знаков цифр и т.д.), поисковики же собирают данные символы в слова, чаще всего понимая, что то или иное отдельное слово значит. С помощью слов-синонимов, морфологических форм и речевых оборотов определяют более точное значение многозначных слов. На основе частоты использования слов в тексте формируют общее представление о смысловой нагрузке контента в целом и каждого отдельного абзаца в частности. Так формируется релевантность на первом этапе обработки алгоритма.
Принято считать, что контент обрабатывается поисковиками по трём принципам:
- Закон Ципфа. Принцип данного закона гласит, что слова в тексте используются пропорционально рангу ключевого слова. То есть n-количество раз используемых ключевых слов делится для каждого последующего на два, три, четыре и т.д.
- Принцип формирования шинглов. Релевантность в данном случае складывается из последовательности вхождения ключевиков в абзацы. За расчёт берётся условная единица в 250 знаков (количество знаков в сниппете).
- Принцип прогрессивно уменьшающейся значимости. Заключается в том, что каждое последующее слово имеет меньшую значимость для релевантности, чем предыдущее.
Целевым указанием роботу на принадлежность того или иного контента ключевому слову являются специальные указатели, которые помогают алгоритмам сформировать более целостное представление о степени совпадении слов и смысла.
Самым главным и самым важным из них является <title> — это прямой и самый короткий ответ на вопрос, освещенный в вашем материале. Заголовок должен содержать в себе точное и короткое предложение, максимально характеризующее ваш текст, и никак по-другому!
Очень часто составить качественно и правильно текст длиной в 70 символов не представляется возможным, поэтому горе-seoшники включают в title весь набор ключевых фраз. Для этого существует второй по значимости указатель, дополняющий <title> — это <description>. Значение данного поля измеряется 220 символами — достаточным количеством, чтобы дополнить ваш title поясняющим описанием!
Особые отношения у поисковиков сложились с внутренними заголовками страниц (<h1>, <h2> и <h3>). Они также являются указателями для определения смысла контента и качества релевантности. Считается, что:
<h1> — основной заголовок статьи, должен содержать ключевую фразу;
<h2> — дополнительный заголовок, должен содержать словоформы и склонения ключевых фраз, а также расширенные ключевые фразы;
<h3> — слова синонимы и дополнения к ключевым фразам.
Важное значение поисковики отдают плотности слов и фраз в тексте, ведь именно они являются ключевым фактором определения значимости слово по отношению к общему объему текста. Достаточно знать простое правило: текст — это не игрушка. Не нужно прикручивать и вставлять фразы в контент: лаконичность и простота фраз, разнообразие лексики и сложные красивые обороты не дадут вам использовать ключевые фразы больше дозволенного количества раз. Ну, а уж если ориентируетесь на конкретные цифры, то релевантность — это 2-3% ключевиков к общему объему текста!
К значимому дополнительному указателю можно отнести медиа-контент. По большей части это иллюстрации, изображения и картинки. Именно они дают дополнительные сигналы алгоритмам о составляющей релевантности. Причём данный фактор может играть как положительную роль, так и отрицательную!
Большинство из вас знает, что поисковики рекомендуют размещать на своих страницах уникальные картинки и иллюстрации к тексту, и это может понизить вашу релевантность! Алгоритмы поисковых роботов, анализирующих изображения, далеки от совершенства, а обработка изображений основывается на тексте, размещенным возле картинок. Как следствие, уникальная картинка, даже с указанием alt и title в описании, даёт маленькое представление о изображении, а следовательно, и на релевантность влияют слабо.
Существует целая схема того, как быстро дать поисковику понять, что изображено на картинке. В данном случае в работу включаются ссылки. Самый простой способ — распространить иллюстрацию с нужным релевантным описанием в социальных сетях (в первую очередь pinterest), фото-хостингах и на самих сервисах поисковиков (Яндекс.Фото и Google+). Но данный процесс займёт некоторое время, порой несколько месяцев!
Для усиления релевантности я рекомендую использовать заимствованные изображения с других сайтов, которые уже имеют значение в базе поисковиков. Найти их можно в поиске Яндекса или Google по ключевому слову. Такие изображения уже имеют смысловые значения и, как следствие, дополняют ваш контент значимостью. Поисковики в таких случаях требуют снабжать картинки ссылками на первоисточники, что позволяет дополнительно усилить релевантность. Ссылка с релевантной страницы на релевантную помогают в понимании смысла как первоисточника, так ссылающейся страницы.
Большой редкостью для сайтов является микроразметка, а ведь именно она указывает поисковым роботам на те или иные элементы контенты на сайте. Чего уж проще: вы сами можете управлять действиями алгоритма с помощью специальных тегов. Несомненно, страницы с микроразметкой обрабатываются с сотни раз быстрее, и, как следствие релевантность определяется гораздо эффективнее!
Многие блоггеры очень часто замечали, что после написания большего количества комментариев на странице позиции начинают двигаться в противоположную сторону от ТОПа. Причиной тому является большой объём неоптимизированного контента. Микроразметка исключит данные случаи и укажет на значимость тех или иных частей контента для seo. Так, для обычного блога становится понятно, что является основным контентом (текст статьи), что картинкой — с описанием, что — ссылкой с дополняющими материалами, что — комментариями, а что сайдбаром. Таким образом вы показываете поисковому роботу, какой контент важен для релевантности, а какой учитывать ни в коем случае нельзя.
Последний важным фактором, влияющим на релевантность, являются ссылки. И не важно, какого формата: закрытые или открытые, ссылки с анкором или безанкорные. Даже ссылки на картинки несут значимость!
В формирование релевантности участвуют как исходящие ссылки, так и входящие.
К исходящим ссылкам можно отнести прямые релевантные запросы (чаще всего исходящие внешние), либо околорелевантные запросы (входящие внутренние) — похожие статьи, тематические материалы. Так, с помощью одной единственной ссылки с wikipedia можно получить 100% релевантность вашего запроса, либо же с помощью определенного количества входящих внешних и внутренних улучшить её.
Одним из самых эффективных способов улучшения релевантности является статейное продвижение, когда внешние ссылки проставляются с релевантных страниц. В данном случае даже общая тематика сайта-донора не играет роли. Ведь каждая страница на сайте рассматривается отдельно. Ярким примером могут послужить новостной портал, где тематика страниц может быть разнообразной, но тем не менее поисковики прекрасно понимают их значения!
Всё остальные средства, такие как: выделения контента, ключевые слова в url, meta keywords т.д. играют малозначимую роль и не стоят внимания.
Стоит отдельно заметить: meta keywords всё же является неким указателем, точнее, подсказкой, которая указывает на поисковые запросы, однако данный мета-тэг не влияет на релевантность.
Применяя данные методы на практике, вы сможете указывать поисковым алгоритмам правильное направление: направление на 100%-ную релевантность ваших страниц! Но не забывайте тот совет, которой я дал новичкам в начале статьи: полезный контент всегда важнее алгоритмов. Не засоряйте поисковую выдачу, если не уверены в качестве собственного контента. Возможно его стоит просто проработать и переписать?
Привет Максим! Великолепная статья, супер!
Я обратил внимание на то, что ты советуешь вставлять картинки с ссылками на источник. Об этом я слышу впервые. Все всегда советуют обратное. А вот если задуматься, то…ведь это правильно! Это тоже самое, что в статье давать ссылку на трастовый сайт источник и ПС это ценят.
Максим, так ты так и делаешь? Или это только теория?
Игорь, да, делаю так всегда, когда позволяет владелец сайта, я ведь больше чужих веду. И это даёт результаты! На своём блоге я сам являюсь первоисточником иллюстраций, рисую самостоятельно. :)
Ух ты! Так я уточняю…
Находишь релевантную картику в Яндексе или в Гугле и вставляешь ее в статью как есть, вместе с ссылкой на источник? Все правильно? И в таком случае ПС не посчитают ее за дубликат, а наоборот?
Или я понял не правильно?
Считают дубликатом, но такой дубликат положительно влияет на релевантность. Мы с вами затронули сразу два вопроса: ранжирование в общем и релевантность. Я постараюсь написать в скором времени статью об индексации и ранжировании картинок. Для того, чтобы участвовать в поиске по картинкам, необходимы уникальные изображения, ну или уникализированные. Не уникальная иллюстрация, но известная поисковикам, же помогает увеличить релевантность страницы.
Понятно!Вопрос, что важней? Ну хорошо, жду следующую статью!
Спасибо Максим
Я бы не стал утверждать что на наличие ключевых слов в url не стоит обращать внимания, по кеям да, согласен, но пренебрегать также не стоит.
В данном случае отталкиваюсь от своего опыта, по моим наблюдениям url стал малозначимым фактором как для ранжирования, так и для релевантности. Хотя он существует как фактор.
Полагаю что лучше всего учитывать все факторы, это даст более мощный эффет
Согласен, правда, не всегда понятно, что является фактором, а что нет. Сейчас, например, с картинками экспериментирую, результаты необычные :)
Ой, давно не была на самом прелестном СЕО блоге, привет =))
Про картинки с ссылками и я не задумывалась, надо будет поэкспериментировать. Благо, картинок у меня полно =)))
А про заголовки сама статью от Yoast недавно переводила (wp-fairytale.com/optimization/struktura-zagolovkov-bloga.html)
Кстати, а почему нет карты сайта? Я теряюсь иногда..)
Спасибо за комплимент! Мне новый дизайн вашего тоже очень понравился.
Yoast — молодцы, всё правильно пишут, логика с ней сложно поспорить. Карту сайта планировал сделать, когда появится пагинация на страницах раздела, но, если нужно, нужно реализовать :) У меня ещё много чего нет, что должно быть на блоге.
У меня каждый раз мышка к меню с картой сайта тянется, а нет ее там уже сколько месяцев =)))
Ну не все согласны с теми же тегами заголовков в сайдбаре. Я больше к Yоast склоняюсь. Эт не считая того, что с микроразметкой робот итак поймет, где сайдбар, меню, шапка и тп
Я бы даже сказал, что с микроразметкой не нужно размечать разделы H-заголовками, разметка даёт большее представление о структуре страницы. Уговорили вы меня Анастасия, займнусь в ближайшее время заполнением страниц верхнего меню :) Кстати, про картинки опубликовал только что статью, в этом же разделе.
О, как раз про картинки хотела спросить =)) Пойду читать тогда, спасибо
Ну там теги для заголовков с околоключевыми словами в сайдбаре, так что можно ставить =))
Отличная статья! Всё по делу. Но больше всего мне импонирует вот это:
Считаю, что вот именно это и является главным условием успеха.
Это одно из самых главных правил поисковиков, так что можно считать основой оптимизации